iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Почему рухнула монархия?

Надвигающуюся русскую катастрофу начала ХХ в. предчувствовали многие мыслители, общественные деятели, писатели, политики. Из недр истории зрела великая трагедия. Вековое угнетение и пренебрежение к собственному народу со стороны состоятельных слоев общества вызвало обратную реакцию: извечные устремления русских людей к поиску справедливости наконец вылились в физическую и идеологическую борьбу, в ненависть к ближнему, в отпадение от христианских заповедей любви, в недоверие и презрение к власти, правительству, к потере патриотизма. Российское общество встало на грань борьбы духовного и бездуховного.

Социальный статус человека стал считаться признаком его благонадежности, не его душа, не его талант, не его самобытность, но происхождение и место в общественной иерархии. Для россиянина, жителя Москвы или Санкт-Петербурга прожить первые 20 лет ХХ века означало пережить апокалипсическое время, на которые наводили обе русские революции и первая мировая война. Для кого-то это время – бич Божий за отступление от Христа, для кого-то- время великих революционных преобразований, для кого-то кровавый бессмысленный кошмар.«Однако назвать этот век веком-трагедии было бы не совсем верно – на него лишь пришлась развязка трагедии, которая начала разыгрываться в Европе,- трагедии отпадения человека от Бога. Это итальянско-французское Возрождение и немецко-голландская протестантская революция. Их мировоззренческий аспект состоял в переходе от теоцентрической к антропоцентрической картине мира. В России все произошло на триста лет позже. Первый сокрушительный удар духовной силе России нанес Петр, запретив брать в монастыри молодых, сильных и годных для государственной службы людей, которые могли посвятить себя молитвенному подвигу. Монастыри на Руси обычно состояли из цвета нации. Поэтому и образование, и просвещение, и духовное воспитание в допетровской России шло от монастырей. Далее Петр ликвидировал патриаршество и подчинил Церковь Синоду, который был одним из департаментов государственного аппарата. Институт Церкви стал превращаться в нечто казенное и официальное. Церковь стала ассоциироваться с бюрократическим аппаратом и монархией. В связи с этим в Х1Х в. огромная часть населения России - вся интеллигенция и те наиболее чуткие и беспокойные натуры из простого народа, которых можно охарактеризовать евангельской фразой «алчущие и жаждущие правды»,- начала покидать Церковь и искать эту самую правду в других местах: интеллигенты – в толстовстве, ницшеанстве, оккультизме, символизме, декадентстве, а простые люди – в бесчисленных расколах и толках. Последние годы ХIХ века в словаре Брокгауза и Эфрона названы «эпохой разброда и искания новых идеалов»(с.648). И тогда идеи марксизма и социализма оказались кстати, чтобы заполнить образовавшийся идеологический вакуум. Не случайно Запад выбрал капитализм – власть денег, а Россия – социализм – идею царства справедливости на Земле. Расцерковленное русское сознание обратилось к тому, что напоминало когда-то любимое и близкое, а именно царство Божие. Марксизм предлагал царство правды, только не на небе, а на земле, и последние должны были стать первыми. И конечно огромным достоинством марксизма было то, что он выдавал себя за научную теорию. А наука в то время уже обладала высшим авторитетом (В.Н.Тростников, Путь России в двадцатом столетии, изд-во «Чудесная Россия»,2001, с. 4).

Как осмысливали это время современники, многие из которых потом оказались в эмиграции, в ссылке, были уничтожены? Весьма интересна позиция русских религиозных философов, мыслителей, так или иначе связанных с православием, в чьих мыслях отразился христианский взгляд на происходящие события. Мы давно знакомы с коммунистической трактовкой прошлого нашей страны, но это очень односторонний взгляд, который упрощает все до предела. Русский религиозный ренессанс, который пробудил русскую интеллигенцию, обратил ее взор на христианство переносит эти события в иную плоскость, а именно духовную. Поэтому взгляд русских мыслителей оригинален, выходит за рамки общепринятого.

Отец Сергий (Булгаков), Николай Бердяев, Семен Франк, Евгений Трубецкой, Отец Валентин (Свенцицкий), и др. были свидетелями и участниками разворачивающихся событий. Некоторым из них были симпатичны идеи марксизма, идеи социальных преобразований общества, само христианство вполне казалось совместимым с социалистическими идеями равенства, братства. Но кровавая сторона революции впоследствии разрушила иллюзии и несбыточные надежды. (Однако идея слияния социализма и христианства продолжала жить и нашла продолжение в умах обновленческих лидеров православной церкви, которым это было выгодно, поскольку они тесно стали сотрудничать с новой властью).

Труды и публицистика русских религиозных мыслителей («Вехи», «Из глубины»), посвященные анализу состояния мира начала ХХв., свидетельствуют о глубоких переживаниях авторов за судьбу России. Они ищут ответы на глубинные вопросы: где кроются причины революции? Почему рухнула монархия? Почему борьба за торжество справедливости вылилась в жестокий грабеж, убийства, истребление Церкви, всего того, что связанно с именем Христа? Что будет с Россией? Как в такое время сохранить веру, как строить отношения с безбожной властью? Их позиция тем более интересна нам, поскольку долгое время их творчество было для нас не доступным. И в связи с этим прошлое представлялось нам совсем в ином свете. Сейчас мы можем их глазами, их чувствами пережить все то, что творилось в недалеком ХХв. И представить развернувшуюся перед нами картину в более полном объеме и во всех красках.

Возможно, повторюсь, если скажу, что русская революция – это не внезапный социальный взрыв. Практически весь ХIХ в. оказался непосредственной подготовкой к событиям ХХ в. Война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права, развитие промышленности, доступность образования, освоение западных философских идей, падение авторитета церкви и правительства, развитие демократической, антиправительственной прессы, публицистики, дешевой литературы, кинематографа – все это привело к высвобождению личности, к отпадению от традиционных ценностей. С.Франк, задаваясь вопросами: «Откуда же взялась русская революция? Какие силы ее породили?» отвечает в своей работе «Из размышлений о русской революции» таким образом: «Когда вглядываешься теперь в прошлое, наученный настоящим, становится сразу же ясно одно: русская революция началась не в 17-ом году, и не в 1905 году. Идеологически она идет по меньшей мере от декабристов, и уже совсем явственно от Белинского и Бакунина. Как общественное движение, как выступление и продвижение вперед нового общественного слоя, с резко оппозиционным настроением и с разрушительными в отношении старого порядка тенденциями, она начинается во всяком случае уже в начале второй половины ХIХ века, в конце 50-х и начале 60-х годов».

Весь ХIХ век пытается ответить на вопросы: как жить, как спасти Россию от саморазрушения. В тайных кружках и салонах идут горячие споры по поводу политической системы, которая может вывести страну из тормозящего ее экономическое развитие и губящего ее политическую мощь крепостного права. Поражение в Крымской войне вызвало волну недовольства правительством.

Статус великой державы обязывал правительство России предпринять экономические, социальные и политические реформы в масштабах государства. Однако освобождение крестьян, на мой взгляд, было делом в первую очередь христианского милосердия, а потом уже необходимого государственного акта. Государство, именующее себя Православным, вступило в фазу кризиса, его православная идеология расходилась с реальным порядком дел, с реальным положением русского народа. Свобода и право на землю, данные человеку от Бога, нигде так жестоко не попирались, как в России. Царь был перед выбором – действительно освободить свой народ, дать ему право свободно жить и трудиться на благо государства или дать ему такую свободу, за которую народу еще раз придется платить потом и кровью. Некоторые деятели, понимая, что реформа, которая была выработана правительством, воспримется народом- как ложь, просили царя вообще не освобождать народ. Князь Орлов, председатель секретного комитета по крестьянскому вопросу, почти на коленях умолял государя «не открывать эры революции, которая поведет к резне, к тому, что дворянство лишится всякого значения и, быть может самой жизни, а Его Величество утратит престол»

(из старого)
Tags: Россия, православие в России, русские мыслители
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments