iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Свобода

Итак стойте в свободе, которую даровал нам
Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
(Гал. 5;1)


Даже греческий "демос" в своем "свободном" выборе, был ограничен имущественным цензом + социальным статусом + половым различием (как известно, женщины не имели право голоса). Одна только богиня Мойра-судьба, которую стемались даже олимпийские боги, свидетельствует об отсутствие свободного выбора. Греческая трагедия - это свидетельство не только героики предстояния пред неумолимым Роком, но и тотальной зависимости человека от Судьбы (человек - игрушка в руках богов). О "свободе" шумеро-аккадцев, египтян, вавилонян и т.д. я умолчу.

Хитрость Свободы (при всей избитости этого слова) не в том, что она способна поднять миллионы рабов на священную борьбу с тиранией. Не в том, что обещая многое - она обязывает к ещё большему, а в том, что она ВСЕГДА "говорит" о Будущем! Далее, свободный выбор предполагает мгновенный отказ от всего того, что так или иначе может хоть как-то обладать мною. Свобода от греха + греховных помыслов и т.д. Это не та вседозволенность, которую воспевают "пророки" нынешнего времени. Их "свобода" - это негласное право "индивидуума перед безличными инстанциями, прав меньшинств, свободы выбора и т.п. (в либеральном истолковании). В устах тех, кто свободы страшится, «как честный человек», – это название хаоса,беззакония, попустительства, это отпущение на волю всего разрушительного в человеке" (О.А. Седакова). Тирания, государственный этатизм (мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни), иерархичность социума, необходимость - это отсутствие будущности для личности и её потенциально-духовного роста. Отсутствие свободы - рыло Антихриста и тяжелые кандалы духовного рабства.

Я уже писал, что при всех внешних реверансах в адрес свободы личности, свободы вероисповедания и свободы идеологией российской власти остается этатизм: в экономике (собственность и контроль), в политике (государство как одинокий политик...нарцистизм), в социальной (апофеоз распределения, естественно с патологической жаждой наживы) и духовной сфере.. Таков план «общественного договора»: убогость жизни восполняют светлым чувством единения с неким виртуальным целым. Власть ублажает свою и нашу гордыню позированием на мировых форумах, мускулистыми жестами, успехами в спорте и общением с высшими силами в прямом эфире, естественно по частым праздникам. Но суть не в этом. Суть в том, чтобы делать стратегию на идее сильного государства, такое государство надо хотеть строить = человеческий фактор. У нас его нет и в обозримом будущем неясно, когда эти условия появятся. Есть иллюзия силы и единства. Несогласных запугивают и прессуют (известно: террор не только парализует волю и творит человеко-рабов, но и транслирует ужас самих ужасающих). Власть боится народа: она знает, на чем подвешен и чего стоит «кредит» ее популярности и доверия.
"К свободе привыкли относиться как к ценности: одни разделяют — другие нет. Но иногда ее принимают от безысходности: несвобода еще хуже. ХХ век в России перегрузил и подорвал главные скрепы этатизма: дисциплинарные техники, идеологию, коллективизм и пафос служения. Это «либерализм от противного». Свобода неудобна и трудна, но никто и не велит встречать ее как праздник. То, на что мы обречены (если чего-то хотим в истории), называется «наказание свободой». Не надо было так чудить почти весь прошлый век. Если мы сможем этот срок достойно отбыть, у страны еще останутся шансы" /Александр Рубцов, руководитель Центра исследований идеологических процессов, Институт философии РАН/

Совершенно очевидно, что любой политической Власти нужна высшая легитимность. Вопрос просто заключается в том, кем и как (в смысле практического механизма) она представлена, эта таинственная носительница высших идей и насущных интересов общественного целого (как организма). У монархии были трансцендентные основания: монарх помазанник Божий и следовательно, вопрос о легитимности снят!

Вообще, убежденность в том, что политическая власть должна иметь высшую религиозную санкцию, древнейшее и архетипически более фундаментальный остов. Властители признавались сынами богов у множества народов, не исключая просвещённых греков и глашатаев республики - римлян. Однако, старик Платон спутал карты, доверив управление государством мудрецам, полагая что только они по настоящему свободны.


Temple.jpg.CROP_.original-original
Tags: размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 ноябрь 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments