iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Раб Божий или Сын Божий !? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I

Написано специально для справочно-информационного портала "Возглас" vozglas.ru


И.Крамской. Христос в пустыне. Картина 1872 года.

Подумалось, а почему называя себя "рабами Божьими", в молитве "Отце наш", мы обращаемся к Богу как к Отцу?
Странно? Так мы - это рабы хозяина мира - Бога или все же Его ...дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

Я в постах Кому нужны рабы... и Кому нужны рабы... Ч II уже рассматривал этот вопрос, но скорее, как альтернативный взгляд на традиционное понимание этих сакральных взаимоотношений (человека и Бога).

По сути, сегодня вопрос ставится в принципиально иной плоскости и иной исторической ретроспекции.

Итак, попробую разобраться (хотя не претендую на окончательность решения этой проблемы, тем паче, что древняя традиция (имеющая под собой вполне рациональное объяснение) - намного сильнее здравого и смысла ), тем более, что некоторые древние словосочетания Церкви, становятся настолько аутентичными для их "носителей" (инсталлируются в ментальность), что просто теряют свою историческую ретроспективность (а в действительности, просто теряют смысл того, что они означали в прошлом).

Дело в том, что слово "раб Божий" восходит ко временам так называемого рабовладельческого строя (периода) человеческой истории. Действительно, правы те исследователи говорящие о том, что в те далекие времена слово «раб» просто не имело того отрицательного оттенка, которое оно приняло в Новой истории человечества (Эпоха Просвещения + гуманистическая движуха эпохи Ренессанса). Замечу, что Ренессанс был возвращением к «корням» (все любимые возрожденческие антитезы между «темнотой» и «светом», «сном» и «пробуждением», «слепотой» и ведением», которые служили для отграничения «Нового века» от средневекового, были заимствованы, как это не странно, из Священного Писания. Да и сам термин «Возрождение», по аналогии с рождением, просвещением, пробуждением, - мыслители того времени выводили из евангельской беседы Господа Иисуса Христа с Никодимом: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится (по одной из версий «возродится» свыше), не может увидеть Царствие Божие». (Ин. 3;3)

Понятно, что в силу элементарного консерватизма и определенной архаичности религиозных форм божественного ведения + культовой практике, возникло интеллектуальной противостояние между мыслителями Просвещения и клерикалами. Нужно чётко осознавать, что тогда было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО клерикальное общество + мировоззрение, определяющая абсолютно все формы и смыслы человеческой жизнедеятельности, элементарного быта. Закономерно, что князья Церкви (как правило, самые могущественные и богатые люди того времени), увидели в этом движении не только посягательство на "богоустановленный", многовековой миропорядок + личный кошелёк, но и интеллектуальный соблазн в поднятие Человека на "олимпийский" пьедестал. Над второй темой, задумывались наиболее мощные интеллектуалы Церкви. Исторически их опасения сбылись с ... абсолютной точностью (но это, другая тема).

Вернусь. Не будем забывать, что в те времена при светско-феодальной раздробленности стержнем, цементирующим Западную Империю, явилась католическая Церковь. Впоследствии, именно благодаря этому факту возникла мощнейшая церковная сила, родившая папство = наместничество Бога на земле (в рабовладельческий период) как институт Церкви. Если позволите, эта была уникальная модель власти над людьми и абсолютном социальном отношении - раб и полновластный Хозяин (эдакий земной божок, обладающий полной властью казнить и миловать). Одна фигура Григория VII (хотя, я к его персоне отношусь с известным уважением), его реформы (целибат, уничтожение симонии, централизация власти и т.д.) и борьба за инвеституру с императором Генрихом IV, закончившаяся поражением последнего (Генрих IV принес покаяние в Канносе в рубище), не может не вызвать изумление перед этим удивительным, но по духу, антагонистическим явлением - вхождение Церкви во всем ее объеме в мир. По мановению папы, целые народы, принимая меч и крест, сражаются против тех, на кого укажет папа. «Я сам император» - закончил свою речь в 1300 году папа Бонифаций VIII, явившийся на торжество в императорском облачении, где перед ним несли два меча в знак его духовного и светского господства над вселенной. В XIII-ом столетии и позже, папы не только раздавали королевские короны тем, кого считали наиболее достойными, но вмешивались и во внутреннюю политику независимых государств, низлагали королей и императоров. И даже разрешали их подданных от присяги данной королям.

При этом, объективное противоречие, заложенное в самом христианстве, не могло не сказаться в этих исторических условиях со всей своей силой. Речь идет о «фундаментальной нестабильности между Церковью и миром, между царством Божиим и падшим человеком». Церковь входит в мир, исторически пребывает в нем, но Сама не от мира. Церковь всегда говорит о будущей парусии (то есть, об Эсхатоне, глобальном освобождение человека от реального рабства), свидетельствует об обоженном, свободном во Христе человечестве. Церковь в мире, но преодолевает мир, что всегда чувствовали наиболее религиозно-чуткие души (старцы, духовники, мистики и аскеты). Когда читаешь о том, как деятели эпох Возрождения и Просвещения, троллят по чем свет Католическую Церковь, понимаешь что для этого у них были весьма серьезные и реальные основания (хотя критика римского клира, началась значительно ранее). «Священнослужители содержали мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так, что приходилось неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам «ради денег делаться сводниками проституток», но все напрасно. Монахини читают «Декамерон» и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелетики как последствие этих оргий. Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Тысячи монахов и монахинь живут вне монастырских стен. Что уж говорить о монахах, когда такие люди как папа Александр VI, будучи кардиналом, имел четырех незаконных детей от римлянки Ванноци, а за год до своего вступления на папский престол, уже, будучи 60 летнем стариком, вступил в сожительство с 17-летней Джулией Фарнезе, от которой вскоре имел дочь Лауру. Имели незаконных детей также и папа Пий II, и папа Павел III, и папа Инокентий VIII, и папа Юлий, и папа Павел III; причем, что интересно, что все они – папы-гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук. Папа Климент VII сам был незаконным сыном Джулиано Медичи. Многие кардиналы поддерживали отношения со знаменитой куртизанкой Империи, которую Рафаэль изобразил на своем Парнасе в Ватикане. Нравственное развращение в это время доходило до ужасающих размеров. В 1490 г в Риме насчитывалось 6.800 проституток, а в Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч. В Германии этим ремеслом начинали заниматься, начиная с 12 лет. В это время пышным, цветом цветет хиромантия, физиогномика, колдовство, сатанизм, оккультизм, астрология. Когда в XVI веке Медичи восстановили свое господство во Флоренции (этой колыбели Ренессанса), вся их дальнейшая история ознаменовалась убийствами, заговорами, зверствами. Особенно прославился из них, каким – то абсолютным сатанизмом сын папы Цезарь Борджиа. На его совести огромное количество зверски замученных душ» (А.Ф. Лосев «Эстетика Возрождения» М. 1998. «Мысль». С. 122-136)

"Раб Божий"

Библейско-текстологически слово "раб Божий" восходит ко временам исхода из Египта. Как справедливо отмечает Андрей Охоцимский: "В книге Левита 25:55 Господь говорит о сынах Израилевых: «Они — Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской». Здесь речь идет не только (я бы сказал не СТОЛЬКО - прим. мое) о зависимости от Бога, но и об освобождении от рабства человеческого: были рабами египтян — теперь только Мои рабы".

Это принципиальный момент. Если позволите, Бог говорит с людьми того рабовладельческого времени, когда иная смысловая вербализация была бы просто не понята. Как не было бы понятно, обращение современного проповедника к современным же людям (предположим, не явившегося ещё миру Христа) со словами: "Слушайте меня! Рабы ...".  В этом есть рациональное зерно. Вспомните, как агрессивно (в мировоззренческом плане) были встречены простые Смыслы деятелей Эпох гуманизма и просвещения и вы все поймете. Сейчас, это несколько трудно осознать, что над этими простыми и теперь уже самоочевидными словами: о значение и смысле человека, билось столько лбов
Да и потом, Христос распялся за человека! Человек - ценность в очах Божиих. Причем, настолько серьёзная, что не обошлось без пролития божественной крови.

"Пророк Неемия называет Израильтян рабами Божьими в своей молитве (Неем. 1:10), которая опять-таки посвящена освобождению — на этот раз из Вавилонского пленения. Рабами Божьими называются также пророки (4 Царств 24:2), причем из контекста ясно, что этим подчеркивается их независимость от светской власти. Рабом Божьим неоднократно называет себя псалмопевец (Пс. 115:7, 118, 134). В книге пророка Исайи, Господь говорит Израилю: «Ты — Мой раб. Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:9).
Рабами Божьими (или Христовыми) называют себя апостолы (Рим. 1:1, 2 Пётр 1:1, Иаков 1:1, Иуда 1:1), причем звучит это как почетное звание, признак избранности и апостольских полномочий. Апостол Павел называет рабами Божьими всех верующих христиан. Христиане «освободились от греха и стали рабами Богу» (Рим. 6:22), их ждёт «свобода славы» (Рим. 8:21) и «жизнь вечная» (Рим. 6:22). Для апостола Павла рабство Богу — это синоним освобождения от власти грехa и смерти", - продолжает Андрей Охоцимский (см. http://www.vladhram-uspenie.ru/  "Раб Божий — почему «раб»?").

Интересно в этом смысле процитировать великого Свят. Феофана Затворника: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет» (Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М., 1893.)

Итак, мы можем сделать несколько предварительных выводов (понятно, что зилотствующим, эти выводы весьма не понравятся, но я уже писал выше о фундаментальной неспособности некоторых человеков к здравому смыслу + увидеть ... Историю) о том, что:

а) словосочетание "раб Божий" - употреблялось в рабовладельческий перид (архаичный), как понятное для уха тогдашнего человека.
б) словосочетание "раб Божий" - аутентично только для рабовладельческого строя и его социально-правовой системы.
в) сегодняшнее употребления словосочетание "раб Божий" - дань традиции не имеющей реальной социокультурной и государственно-правовой почвы. Это даже не символ, поскольку символ все же отражает скрытую за ним реальность.
г) поскольку в современном мире, рабство имеет крайне негативную, демоническо-смысловую коннотацию, его употребление (пусть и под "благочестивой" крышей "божественной" традиции) может быть: 1) аутентичным только для последователей рабовладельческой ментальности; 2) упразнено, за неимением социокультурной почвы + общесоциальной ментальной моделью современного человека.

(продолжение следует ...)

http://vozglas.ru/blogs/Religion/rab-bozhiy-ili-syn-bozhiy-opyt-postroeniya-russkoy-teologii-osvobozhde.php

P/S.

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ.Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.

Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми. Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов.

В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.

Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия…

На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога.

Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из - за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).

PP/S.

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов.

О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке.

Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов.

В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в : Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51). http://minds.by/article/91.html









Tags: публицистика, размышления, христианство, человек и Бог
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal