iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Рождение души

Проблема в том, что на самом деле четкого и кристально ясного ответа в христианстве (как в прошлом, так и в настоящем) просто нет, поскольку Откровение целомудренно умалчивает об этом (к сожалению, в вопросе образа происхождения души не было достигнуто такой степени ясности, как в вопросе времени её происхождения). Чего не скажешь о мире животных. Как хорошо известно, душа животного в его крови (Втор., 12, 16; 23-24. Лев., 7, 26-27; 17, 13-14). Древние охотники-иудеи выпускали из убитой добычи кровь и присыпали её пылью в уверенности того, что она содержит в себе кровь убитого ими живого существа. В силу очевидного превосходства человека на миром природа, ему выпало более почетное место (образ Божий, а след., проблема крови не стояла), как и покрытая мраком проблема происхождения его души. Сам термин "душа", хотя и стоящая достаточно близко к ветхозаветному nephes и  ruah употребляется ап. Павлом в четырех смыслах: а) индивидуальная жизнь (в отличие от жизни вообще); б) личность; в) сама душа, как нечно отличное от тела; г) чувственная жизнь в отличие от жизни духовной. Естественно, пытливые умы древнего христианства не могли обойти стороной этот вопрос, в силу чего ещё в древности было предложено несколько вариантов решения: а) мнение о предсуществовании душ (Ориген, Немесий Эмесский); б) мнение о творении душ из "ничего" (креационизм); и в) мнение о рождении душ от душ родителей (ещё называют традуционизмом или генерационизмом). Последнее, заслуживает большее внимание поскольку божественное "плодитесь и размножайтесь, подразумевает творческую способность людей производить на свет подобных себе людей (свт. Филарет Московский).

"Идея о том, что души творятся "постепенно, по мере образования телесных организмов", встречается у подавляющего большинства святых отцов. При этом, как заметил ещё блж. Августин († 430), если отвергнуть совершенно традуционизм, то в таком случае непонятно, каким образом первородный грех передаётся от Адама его потомкам. Аналогичную оговорку делает и свт. Лев Великий († 461), когда говорит, что кафолическая вера "исповедует, что каждый человек по своему телу и душе образуется и одушевляется в матерней утробе Творцом всяческих, так, впрочем, что остаётся зараза греха и смерти, переходящая от прародителя на потомство". Таким образом, мы приходим к двойному противоречию, на которое указывал ещё свт. Григорий Двоеслов († 604): "Если душа рождается от субстанции Адама, то почему же она и не умирает вместе с плотью? А если вместе с плотью не рождается, то почему она в этой заимствованной от Адама плоти и подчинена  грехам?" Блж. Иероним Стридонский († 420),  говорит, что "Бог постоянно творит души". При этом блж. Иероним, как и блж. Августин, отвергает укор приверженцев строгого традуционизма креационистам в том, что, если Бог творит души во время зачатия, то это в случае прелюбодеяния или кровосмешения недостойно Бога: "...рождение от прелюбодеяния – вина не того, кто родится, но того, кто рождает". Немесий Эмесский, указывая на подобный довод традуциониста Аполлинария Лаодикийского († ок.390), приблизительно так же отвергает его /см. http://www.religare.ru/2_85846.html /

Решение проблемы кроется в решении вопроса, смысл которого в следующем: Как от смертных тел может родится - бессмертное (душа)? Ведь ещё апостол Павел указывает на внутренний антогонизм между -- плотью и душой, душой (душевностью) и духом. Тем более, что в отличие от сложного тела, душа "проста и неделима". С другой стороны, мы же говорим о человеке после грехопадения, а не  -до-, тогда как заповедь о "плодитесь и размножайтесь" была озвучена ранее. Очевидно, что матери рождают всего человека, а не какую-то его часть. "Ведь такое тело, будучи сложным и делимым (Ева, например, взята из ребра Адама), совсем не предназначено для тления. Следовательно, оно пример существа сложного и делимого, но при этом чуждого тления. И поэтому предположение традуционизма, вступив в логическое противоречие с простотой души, само по себе не приводит ещё к выводу о разрушимости или тленности субстанции души. Более того, указанное противоречие с простотой души может быть снято "смягчением" строгого традуционизма, т.е. признанием особенного божественного действия при зачатии нового человека – такого действия, которое и творит новую душу из душ родителей. Так, при допущении действия Божия, творящего новую душу из душ смертных родителей, становится возможным произойти от них новой бессмертной душе. Объяснимым также становится то, почему родители не чувствуют себя (и не являются в полном смысле слова) родителями собственно души ребёнка, но только его тела. В этом смысле становятся понятными и свидетельства прочих святых отцов по данному вопросу. /там же/ Другое дело, что так сказать технически "механизм творения" души или её происхождения остается за скобками. Причем целостность человека нисколько не страдает от того, что элементы образующие это единство по своей внутренней сути (логосу) остаются разнородными.

Итак, человек не творит душу другого человека, хотя и принимает в этом самое непосредственное участие :)  "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт. 2; 7). Причем целостность человека обусловлено единовременным наличием в нем (в нашем случае - утроба материнская) тела и души, в формировании (тела) которого принимают участие двое родителей, а душа творится неведомым образом, однако при непосредственном участии Бога. Так, во 2-м правиле 1-го канонического послания к Амфилохию свт. Василий Великий († 379) писал: "Умышленно погубившая в себе зачатый плод подлежит наказанию за убийство. А образовался ли или ещё не образовался плод, сие не разыскивается у нас в точности. Ибо виновная наказывается в этом случае не только за плод, который бы она родила, но и за злоумышление против самой себя; потому что женщины всего чаще умирают от таковых покушений. К сему же присоединяется и истребление зачатого плода – это, по умышлению отваживающихся на сие, другое убийство. Впрочем, время покаяния их не должно продолжать до смерти, но надобно принимать их по истечении десяти лет, уврачевание же определять не временем, но образом покаяния".

Таким образом, умышленные аборты на любой стадии развития плода или человеческие манипуляции, приводящие к гибели человеческих зародышей, являются грехом убийства. Осуждению подпадают и случаи, когда производятся манипуляции с риском для жизни эмбрионов, ибо смерть эмбриона в данном случае будет означать неумышленное убийство, которое также недопустимо. Отсюда становится ясной справедливость "Заявления Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви "Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению", назвавшее ЭКО во всех его вариациях грехом. Кроме того, примером недопустимых манипуляций является и так называемое терапевтическое клонирование, при котором человеческие зародыши образуют ради стволовых клеток, необходимых для восстановления определённого органа пациента, и после их извлечения зародыш гибнет. Могут быть и другие подобные случаи манипуляций с человеческими зародышами, приводящие к их смерти. Все такие манипуляции – недопустимы. /там же/.

(из старого)

Tags: аборты, человек и Бог
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment