iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

ВОССТАНИЕ ТИТАНОВ Ч I


Еще в XVII веке, для Западной Европы, «христианская картина мира», (напр. в творениях Рембрандта) спокойно сосуществовала с античной традицией (напр. Пуссен) и античным взглядом на мир. Но в конце XVII – начале XVII в. в Европе вспыхивает мощное культурное движение, известное в истории под названием Просвещение. У этого движения была своя особая предыстория и мифологема. В целом Просвещение явилась грандиозной попыткой переустройства всех сторон человеческой жизнедеятельности на разумных началах.Зададимся вопросом: «А что до этого все было построено на неразумных»? В целом, предлагалось отказаться от средневекового, а отчасти и возрожденческого культурного и мировоззренческого наследия. Почему и возрожденческого? Дело в том, что Ренессанс был очень тесно связан со средними веками, он был верен наследию классической античности (Эрвин Пановский).

Картинка 11 из 3715

Заметим, что Ренессанс был возвращением к «корням» (все любимые возрожденческие антитезы между «темнотой» и «светом», «сном» и «пробуждением», «слепотой» и ведением», которые служили для отграничения «Нового века» от средневекового, были заимствованы, как это не странно, из Священного Писания. Да и сам термин «Возрождение», по аналогии с рождением, просвещением, пробуждением, - мыслители того времени выводили из евангельской беседы Господа Иисуса Христа с Никодимом: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится (по одной из версий «возродится» свыше), не может увидеть Царствие Божие». (Ин. 3;3). Ранее и до «великого» века Медичей, было несколько других мощных, хотя и не столь значительных «культурных возрождений». Одним из таких явилось Каролингское возрождение. Оно окончилось в 887 г. со смертью Карла Лысого. Но в 970 – 1020 гг. происходит очередное оживление в средневековом искусстве. В конце XI в. начинается в полном смысле возрожденческое культурное движение, достигшее расцвета в XIII в. Оно возникло в Южной Франции, Италии и Испании, будучи в целом средиземноморским явлением, хотя и впитавшее в себя некоторые «кельто-германские» черты. Высшая точка этого средневекового классицизма была достигнута в рамках готического стиля. Весь этот период можно назвать проторенессансом (а выше упомянутое культурное явление – протогуманизмом). Так называемая средневековая схоластика (интересно, что слово схоластика переводиться как «ученный», «школьный» и почему - то всегда в отрицательном смысле), только увеличила  популярность «свободных наук». Мир классической религии, легенды и мифа оживился, как никогда, причем не только ввиду растущего знакомства с источниками, но и вследствие возросшего авторитета учености и литературного искусства как такового. Известно, что первые Университеты возникли в XIII веке, в века так называемого «мракобесия» и «темного средневековья». При этом, как это не странно, латентно назревали глобальные противоречия. Немного о них.
При светско-феодальной раздробленности стержнем, цементирующим Западную Империю, явилась Церковь. Впоследствии, именно благодаря этому факту возникла мощнейшая церковная сила, родившая папство как институт Церкви. Одна фигура Григория VII, его реформы (целибат, уничтожение симонии, централизация власти и т.д.) и борьба за инвеституру с императором Генрихом IV, закончившаяся поражением последнего (Генрих IV принес покаяние в Канносе в рубище), не может не вызвать изумление перед этим удивительным, но по духу, антагонистическим явлением как вхождение Церкви во всем ее объеме в мир. По мановению папы, целые народы, принимая меч и крест, сражаются против тех, на кого укажет папа. «Я сам император» - закончил свою речь в 1300 году папа Бонифаций VIII, явившийся на торжество в императорском облачении, где перед ним несли два меча в знак его духовного и светского господства над вселенной. В XIII-ом столетии и позже, папы не только раздавали королевские короны тем, кого считали наиболее достойными, но вмешивались и во внутреннюю политику независимых государств, низлагали королей и императоров. И даже разрешали их подданных от присяги данной королям.

При этом, объективное противоречие, заложенное в самом христианстве, не могло не сказаться в этих исторических условиях со всей своей силой. Речь идет о «фундаментальной нестабильности между Церковью и миром, между царством Божиим и падшим миром». Церковь входит в мир, исторически пребывает в нем, но Сама не от мира. Церковь всегда говорит о будущей парусии, свидетельствует об обоженном человечестве. Церковь в мире, но преодолевает мир, что всегда чувствовали наиболее религиозно-чуткие души.
Апогеем этого «альтернативного» течения можно смело считать исихазм (термин «исихаст» встречается еще в литературе IV века. «Исихия» в переводе с греческого означает «внутренний мир, тишина, уединенное место». Основоположником древнего исихазма, светские историки, обычно признают преп. Макария Египетского). Говоря об исихастах, следует кратко остановить внимание и на их «родственниках» - западноевропейских мистиках. Не только среди восточного монашества формировалось движение к духовному обновлению во Христе новой личности. Вне прямой зависимости друг от друга в странах Западной Европы в средние века осуществляется зарождение и развитие мистических течений. При этом некое духовное родство все-таки просматривается у исихастов и западноевропейских мистиков. Упоминание об этом мы найдем в книгах крупных знатоков духовной культуры средневековья - академиков Д.С. Лихачева и Я.С-Лурье. Западные мистики, так же как и исихасты, стремились углубить веру в Бога, сделать ее живой и дерзновенной. Мистика, в отличие от схоластики, открывала перед человеком более индивидуальные, внутренние пути постижения Бога. Так, например, Бернард Клервосский уделял большое внимание молитвенному размышлению о страданиях Христа, духовному соединению со страдающим Христом. Успех в этом великом деле зависит от любви к Господу, смирения пред Ним. Если человек живет по-христиански, ему постепенно открывается величие Слова Божия и спасительное действие Божьей благодати. Мистика достигает своего расцвета в лице немецкого монаха-доминиканца, преподавателя Парижского университета и школ Страсбурга и Кельна, Мейстера Экхарта. Экхарт, воспевая общение с Богом, как основу светоносной, духовной жизни говорит: «Душа погружается в Боге как утренняя заря в солнечном свете, наша личность должна соединиться с личностью Бога». У Экхарта мы найдем и удивительные мистические прозрения: «Душа уподобляется тому, что она любит; любит ли она земные вещи, она становится земной, любит ли Бога – тут можно спросить: становится ли она Богом? Если бы я так сказал, это прозвучало бы невероятным для тех, чья мысль слишком слаба и не может понять этого. Я не говорю этого, но я указываю вам на Писание, которое говорит: «Я сказал, вы боги!»

Христианское богословие в лице средневековых мистиков переходит из «области ума в область сердца». Рассудочные схоластические построения богословской мысли заменяются непосредственным, личностным духовным переживанием. Мистики проповедовали «религию сердца» отвергали формальную религиозность, призывая к чистоте и евангельской простоте христианской веры. Исихасты в православном монашестве и западноевропейские мистики, созревшие в среде Римско-католической Церкви, не стремились к внешним преобразованиям. Их цель - внутреннее духовное перерождение. Однако, парадоксальным образом и по единодушному мнению многих историков западного средневековья, христианские мистики расчистили и подготовили почву для движения протестантской Реформации.
Сын каменотеса М. Лютер, ученый монах и человек живой религиозной совести, оказался очевидцем крайней распущенности и развращенности папского двора и римского духовенства. Когда читаешь о том, как деятели эпох Возрождения и Просвещения, ругают по чем свет, Католическую Церковь, понимаешь что для этого у них были весьма серьезные причины, хотя критика римского клира, началась значительно ранее. «Священнослужители содержали мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так, что приходилось неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам «ради денег делаться сводниками проституток», но все напрасно. Монахини читают «Декамерон» и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелетики как последствие этих оргий. Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Тысячи монахов и монахинь живут вне монастырских стен. Что уж говорить о монахах, когда такие люди как папа Александр VI, будучи кардиналом, имел четырех незаконных детей от римлянки Ванноци, а за год до своего вступления на папский престол, уже, будучи 60 летнем стариком, вступил в сожительство с 17-летней Джулией Фарнезе, от которой вскоре имел дочь Лауру. Имели незаконных детей также и папа Пий II, и папа Павел III, и папа Инокентий VIII, и папа Юлий, и папа Павел III; причем, что интересно, что все они – папы-гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук. Папа Климент VII сам был незаконным сыном Джулиано Медичи. Многие кардиналы поддерживали отношения со знаменитой куртизанкой Империи, которую Рафаэль изобразил на своем Парнасе в Ватикане. Нравственное развращение в это время доходило до ужасающих размеров. В 1490 г в Риме насчитывалось 6.800 проституток, а в Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч. В Германии этим ремеслом начинали заниматься, начиная с 12 лет. В это время пышным, цветом цветет хиромантия, физиогномика, колдовство, сатанизм, оккультизм, астрология. Когда в XVI веке Медичи восстановили свое господство во Флоренции (этой колыбели Ренессанса), вся их дальнейшая история ознаменовалась убийствами, заговорами, зверствами. Особенно прославился из них, каким – то абсолютным сатанизмом сын папы Цезарь Борджиа. На его совести огромное количество зверски замученных душ» (А.Ф. Лосев «Эстетика Возрождения» М. 1998. «Мысль». С. 122-136)

Но, пожалуй, наибольший цинизм достиг в раздача на право и налево папских индульгенций.

Tags: размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • История запахов: От ритуала к искусству

    Во всех культурах найдены подтверждения использования парфюмерии в различных целях: для религиозных ритуалов, в медицине, как средство красоты или…

  • Христос и Мамона.

    Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф 16:26) Все... которые…

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад!

promo iov75 september 10, 09:37 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments